Последние
новости

Алексей Машкевич: «Стимул» для «Единой России»

15 мин
06 марта, 2013
Вы думаете, я опять про выборы? Нет, на этот раз про бизнес – и рубрика соответствующая стоит. Но, подумав про выборы, вы не сильно ошиблись – с них-то и началась история, которую я вам хочу рассказать.

Если быть до конца точным, то все началось во время выборной кампании в Ивановскую городскую думу в 2010 году. Именно тогда, по слухам, одним из руководителей единороссовского штаба, креативным мозгом регионального отделения Виталием Ильюшкиным сотоварищи была реализована гениальная авантюра, которая по сей день не получила правовой оценки. Так как материал про бизнес, а не про политику, мы оставим в стороне вопросы о том, насколько в ту кампанию был лоялен избирком к партии власти и к ее шалостям. Мы знаем, что он ведет себя как гоголевский Вий: глаза закрыты до тех пор, пока кто-нибудь веки не поднимет. Поднять их – еще постараться надо, а на своих-то, на единороссов, чего смотреть? У них всегда все по понятиям (ой, по закону), даже если слепому видны нарушения. Так было и в тот раз.
Не знаю, принадлежит идея самому Виталию Владимировичу или ему подкинул ее близкий к рекламному бизнесу человечек из партийного окружения, но в один прекрасный день, на штабной планерке всех кандидатов, идущих под знаменем ЕР, поставили перед фактом: с каждого из них в карман партии причитается энная сумма за изготовление и размещение в округе агитационных треугольников, которые позже красиво назовут пилонами. На трех сторонах этих пилонов должны были разместиться фотографии кандидатов, голубые медведи и партийные предвыборные обещания, исполнять которые, естественно, никто не собирался. Деньги (что тоже естественно) собрали без проблем, пилоны установили по всему городу, хотя на это не было никаких законных оснований, выборы по всем округам, конечно, выиграли… Но мы не о выборах, мы о пилонах.
Пилоны после выборов остались на местах. Ну, не совсем на местах – их долго двигали, выбирая места покраше, где они и стоят сегодня, уже узаконенные управлением по делам наружной рекламы. В прошлом номере я написал о том, что «стоят эти треугольники так, что не соответствуют ни старым правилам, ни новым, ни здравому смыслу. Никаких внятных ответов чиновники горадминистрации никогда на вопросы об этих установках не давали (а их задавал еще покойный Олег Алалыкин), только что-то невнятно мычали про социальную рекламу». Оказалось, что лазейка есть – так могут стоять не рекламные, а информационные установки (см. Положение о порядке установки информационных конструкций на территории города Иваново). И еще я призвал всех присмотреться к тому, что размещено на этих пилонах, ведь невооруженным глазом видно: никакой информации – сплошная реклама! Никто мне, естественно, не ответил, да я и не ждал.
Зато сам я, прогуливаясь по родному городу, обнаружил множество свеженьких рекламных установочек с «размером рекламного поля 180х180 сантиметров». Это стало последней каплей – я даже не сомневался, что вижу до боли знакомый почерк. Осталось только набрать номер телефона на пилоне и… Да, да, да, покров тайны был моментально сорван! Все так, как я и думал. Автор всего этого - общество с ограниченной ответственностью и с очень заковыристым названием «Фонд развития информационных ресурсов и реализации проектов «Стимул». Оно сначала находилось по адресу: ул. Арсения, 25 - работая, видимо, «под крышей» рекламно-маркетинговой группы «Джокер», учредил которую известный в прошлом рекламщик Александр Потапов. Вот она, идеальная схема, позволяющая сегодня заниматься чем угодно незаконным и не получать за это никаких проблем, кроме прибыли: профессионал-бизнесмен плюс аминистративно-партийная крыша, а на выходе – недобросовестная конкуренция, работа без разрешительных документов и обман всех и вся. В результате получается круче, чем с бандитами. Объясню по порядку.
Легально получить новое место под установку для наружной рекламы очень сложно, а в центре города вообще почти невозможно. Весь процесс прописан в «Положении об установке рекламных конструкций на территории муниципального образования городской округ Иваново», вокруг которого в начале года разгорелись нешуточные страсти. Декабрьские изменения, внесенные в этот документ, уже опротестовала прокуратура. А учитывая то, что места разыгрываются через тендеры, которые выигрывают, как правило, только «правильные» конторы, войти на этот рынок новичку вообще нереально. Рекламное управление в мэрии возглавляет бывшая сотрудница депутата Ивгордумы и партийного функционера Романа Ефремова, и созданная им компания «Иваново-Реклама», по некоторым оценкам, контролирующая до 35% рынка наружной рекламы, всегда была в числе этих самых «правильных». Но прямых нарушений Роман Александрович себе не позволял – во всяком случае, на его информационных тумбах я рекламы не видел. А вот партийный соратник и близкий друг не удержался: видимо, уверен в своей безнаказанности.
Дело в том, что получить разрешение на установку той порнографии, которую теперь называют пилонами, честно указав, что они будут рекламные, совсем невозможно, даже если ты трижды «правильный». А информационные ставить можно, особенно если вы не последний человек в партии власти и имеете возможность свысока, по-партийному объяснить муниципалитету, что «так надо», а гордума послушно внесет в правила поправки о том, что информационные установки можно ставить везде. А потом с умным видом разъяснять, что та реклама, которая висит на пилонах, вовсе не реклама, а информация. Да так правдоподобно, что даже сын Главы города (по совместительству председателя думы, которая все эти правила сочиняет и утверждает) размещает на пилонах рекламу (ой, информацию) о своих «Доступных окнах» - о ценах, скидках, адресах офисов. Но отец за сына не отвечает, тем более, что и того, и другого легко могли ввести в заблуждение…
Откуда я сам все узнал про «Стимул»? Позвонил по телефону, указанному на пилоне, сказал, что хочу разместить оооо-очень много рекламы, и милейшая менеджер Евгения рассказала мне про этот так себе бизнес все, а потом и на электронку это все прислала. Оказалось, что этих сомнительных с точки зрения закона пилонов в городе стоит 158 (!) штук, или 474 рекламных поверхности, цена размещения на них составляет от 2500 до 4000 рублей в месяц. А афиш пока 45 штук, по две поверхности в каждой стоимостью от 2000 до 4000 рублей. Еще милейшая девушка скинула мне договор, из которого я понял, что ее ООО готово предоставить мне услугу по «изготовлению, монтажу и размещению информационных материалов, предоставленных Заказчиком, на информационной трехсторонней установке». Хороший договор. Я попросил заменить слово «информация» на слово «реклама» - дескать бухгалтерия иначе на затраты поставить не сможет, а еще спросил, не окажет и чудесная фирма услуги по размещению агитационных материалов (есть у меня в загашнике несколько партиек). На это я получил потрясающий по своей глубине ответ (по электронной почте): «Алексей, в договоре можем заменить информационные установки на маркетинговые услуги, изготовление полиграфической продукции и т.п. без упоминания о рекламе((, может совместно с вами найдем выход из сложившейся проблемы? Политическую партии только одну - Единую Россию. А будем ли заявляться на выборы пока не могу сказать». Все, конец цитаты.
Ах, да, еще мне прислали кучу фотографий с пресловутыми пилонами - чтобы я мог убедиться, что они реально существуют. Фото меня порадовали. Скорее всего, рекламодатели просто повелись на дешевизну и поэтому провели рекламу «по другой статье», заключив договор на неведомые маркетинговые услуги. Но, как бы хитро ни был составлен договор, они не могут не понимать, что рискуют, размещая свою рекламу там, где по закону ее не должно быть. А ведь среди них уважаемые конторы: СМАРТС, «Марэсто», «Инвестторгбанк», «МиСтас», «Луч», интернет-магазин «Здорово»… Вот уж и правда - здорово!

И под конец вопросы
Первый. Определение незаконного предпринимательства сформулировано законодателем в части 1 ст.171 УК РФ – это «осуществление предпринимательской деятельности …в том числе без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий...» Я так понимаю, что разрешения размещать рекламу на пилонах у «Стимула» нет. То самое разрешение, которое выдает легальным рекламораспространителям управление по делам наружной рекламы, информации и оформления города ведь и является тем самым «специальным разрешением»?
Второй. Если я правильно понимаю, управление выдало разрешения на установку 203 пилонов и афиш. А следить за тем, что на них размещено – это не функция управления или за два года времени не было совсем? Я понимаю, что последние месяцы прошлого год шла кропотливая работа по написанию новых правил размещения наружной рекламы в пользу то ли Романа Ефремова, то ли еще одного административного фаворита, выигравшего тендер на установку конструкций нового формата практически без борьбы, хотя желающих было много, но всем все объяснили… Так вот вопрос: а зачем на деньги налогоплательщиков содержать таких специалистов?
И третий. Виталий Ильюшкин до сих пор не объяснил, как в его декларации появились дома, квартиры и машины, которые он, ну, никак не мог купить на заявленные в той же декларации доходы. Он так и не ответил на вопросы главреда «Барса» Сергея Кустова о строительстве дома в Никульском. На этот раз он тоже отделается глубокомысленным молчанием, а его родная партия сделает вид, что ничего не происходит? Поэтому четвертый вопрос даже задавать не буду. Зачем ждать милости от природы? Сам отнесу запрос в прокуратуру.

Справка «1000 экз.»
Выдержки из «Положения о порядке установки информационных конструкций на территории города Иваново» (в ред. Решений Ивановской городской думы от 28.03.2007 N 399, от 28.05.2008 N 791, от 10.03.2010 N 1277, от 29.09.2010 N 109, от 27.06.2012 N 444, от 26.09.2012 N 464)
Пункт 2.1. Информационная конструкция - это средство распространения информации, не содержащее сведений рекламного характера либо содержащее сведения, доведение которых до потребителя является обязательным в соответствии с федеральными законами.
Не допускается использование информационных конструкций для распространения рекламы.
Пункт 2.8. К городской информации относятся:
2.8.1. Информация управления дорожным движением и дорожного ориентирования, соответствующая правилам дорожного движения.
2.8.2. Информационные указатели ориентирования в городе:
названия улиц, номера зданий, расписания движения пассажирского транспорта, схемы и карты ориентирования в г. Иванове.
2.8.3. Информация о проведении строительных, дорожных, аварийных и других видов работ, распространяемая в целях безопасности и информирования населения.
2.8.4. Информация об объектах городской инфраструктуры:
районах, микрорайонах, архитектурных ансамблях, садово-парковых комплексах, отдельных зданиях и сооружениях.
2.8.5. Праздничное оформление города (различного рода декоративные элементы - мягкое стяговое оформление, флаги, световые установки, перетяжки, настенные панно, гирлянды и др.).



ПРО РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ НА ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ

По вопросам соответствия деятельности ООО «Фонд развития информационных ресурсов и реализации проектов «Стимул» российскому законодательству, поставленным в материалы «Стимул» для «Единой России», редакция журнала проконсультировалась у юристов и получила такие ответы
1. Информационные стенды располагаются на землях муниципального образования. Исходим из того, что земля предоставлена организации (либо договор на установку стендов заключен) именно для размещения информационных стендов, а не рекламных конструкций. В противном случае нарушены нормы закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 и соответствующих местных нормативных актов, регулирующих порядок размещения рекламных конструкций.
2. Таким образом, мы имеем либо предоставление муниципалитетом права на размещение рекламы в ненадлежащем порядке либо размещение рекламы на не предназначенных для этого конструкциях. И то, и другое представляет собой недобросовестную конкуренцию, как трактует ее Закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 (статья 14 Запрет на недобросовестную конкуренцию»). Организация, размещающая рекламу в нарушение установленного порядка, получает незаконное преимущество перед другими участниками рекламного рынка. Ответственность за это предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ.
3. Кроме того размещение рекламы на не предназначенных для этого конструкциях представляет собой прямое нарушение части 2 статьи 19 Закона «О рекламе». Ответственность предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ – нарушение законодательства о рекламе. Причем такая ответственность может быть возложена как на рекламораспространителя (владельца стенда), так и на рекламодателей. Правовое обоснование возможно следующее: статья 5 и статья 38 Закона «О рекламе» в числе общих требований к рекламе содержат требования о достоверности и добросовестности. Недобросовестной, в частности, признается реклама, которая «является актом недобросовестной конкуренции».
4. Помимо всего вышеизложенного, если реклама размещена на информационных стендах, возникает нецелевое использование земельного участка со стороны организации. Ответственность за это правонарушение предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ, а контроль должен осуществлять муниципалитет.
5. Вопрос о соблюдении обществом налогового законодательства в части доходов от размещения рекламы должен быть проверен отдельно.


КСТАТИ
Суд обязал демонтировать рекламные конструкции на улицах Кинешмы, так как они установлены незаконно и с нарушением действующего законодательства.

Kineshemec.ru :
Кинешемский городской суд рассмотрел гражданское дело по иску Кинешемского городского прокурора к ООО «Издательский дом «КИНЕШМА-МЕДИА» об обязании демонтировать рекламные установки. Иск предъявлен в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ Кинешма.
Требования обоснованы тем, что в результате проведения проверки о нарушении законодательства о рекламе в деятельности ООО «Издательский дом «КИНЕШМА-МЕДИА» выявлено, что установка рекламных конструкций стабильного территориального размещения по адресам, указанным в иске, является незаконной, поскольку не получено разрешение на размещение рекламных конструкций от органа местного самоуправления. Кроме этого отсутствуют договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые должны заключаться на основе торгов, - рассказала помощник судьи Ольга Хватова.
Отмечается также, что установка рекламных конструкций нарушает исторический облик города в целом, который признан историческим городским поселением. Размещением указанных рекламных конструкций нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, на привлечение которых к объекту рекламирования направлена реклама, а также экономические интересы муниципального образования городской округ Кинешма в связи с непоступлением в местный бюджет соответствующей пошлины. Суд удовлетворил исковые требования прокурора частично.
Суд признал незаконной установку ООО «Издательский дом «КИНЕШМА-МЕДИА» рекламных конструкций стабильного территориального размещения и обязал их демонтировать
Суд оставил без удовлетворения требования в отношении рекламной конструкции стабильного территориального размещения, расположенной рядом с домом по адресу: г. Кинешма, ул. 50-летия Комсомола, д. 6 в связи с её фактическим демонтированием.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции. Судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда вынесено определение об оставлении решения Кинешемского городского суда без изменения, а апелляционной жалобы ООО «Издательский дом «КИНЕШМА-МЕДИА» без удовлетворения.
27 апреля 2024
Все новости