Последние
новости

Анна Семенова: Лета не будет

Бизнес-обзор за июнь
16 мин
08 июля, 2014
Июнь в этом году выдался на удивление веселым. Скучать не дает ни погода с ее скачками от 30-градусной жары к вполне осенним дождям (спасибо, хоть снега не было, в отличие от Костромы), ни власти – от федеральных до муниципальных. И это хорошо: нечего расслабляться, когда выборы на носу. Успеем еще отдохнуть.

Наружка как зеркало ивановской политики
Очередная серия из бесконечного сериала про борьбу за ивановский рынок наружной рекламы (а заодно и информационных конструкций): в июне пошел новый виток попыток запретить рекламу на заборах, а заодно изменить правила, касающиеся размещения вывесок, информационных стендов или как там они правильно называются (да-да, в том числе те самые любимые Алексеем Машкевичем трехгранные тумбы, якобы информационные).
Когда этот номер журнала сдавался в печать, никаких окончательных решений еще не было принято – они ожидались на пленарном заседании Ивановской городской думы 2 июля. А все баталии проходили в отсутствие главы г. Иванова Вячеслава Сверчкова, который находился в отпуске. Так что, зная флюгерность нынешней гордумы, можно предполагать, что решение изменится кардинально. Или не изменится – поскольку проследить хитрости взаимоотношений политических фигур в Иванове простым смертным порой бывает сложно. Тем не менее, по состоянию на 27 июня ситуация выглядит так.
Ивановская мэрия внезапно (относительно, конечно, поскольку впервые этот вопрос возник на повестке дня еще в марте этого года) решила запретить размещение рекламы на ограждениях – полностью запретить, оставив только социальную рекламу и городскую информацию. Определенные ограничения действовали и ранее, но о них, видимо, знали только очень посвященные, поскольку по факту они практически не соблюдались. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно лишь более пристально приглядеться к этой самой рекламе на заборах.
Идею запрета поддержали и крупные операторы рынка наружной рекламы (недавно созданная ассоциация этих операторов). Зато депутаты восприняли эту идею без восторга. Если исходить из того, что к рынку наружной рекламы имеет непосредственное отношение Роман Ефремов (обидевшийся на меня за то, что в публикации на сайте я назвала его неоднозначной фигурой в ивановской политике, а посему в данном тексте я оставлю его без каких-либо эпитетов – так нормально, Роман Александрович?), то напрашивается вывод: все телодвижения, касающиеся наружки, отражают какие-то течения в местной политической тусовке. Что это за течения – пусть разбираются политические аналитики. Другое дело, что есть большие вопросы относительно целесообразности, в том числе и экономической, тотальных запретов.
Да, про информационные конструкции. Под шумок публичных слушаний относительно требований по обращению с бытовыми отходами мэрия протащила поправки в правила благоустройства, касающиеся информационных конструкций. Проще говоря – вывесок и информационных табличек. Настоятельно рекомендую всем, у кого такие конструкции имеются, ознакомиться с этими поправками – вам будет о чем задуматься. Потому что многим ивановским предпринимателям придется переделывать свои вывески. Кстати, с точки зрения эстетического облика города новые требования вполне логичны: запрещаются разнокалиберные вывески на фасаде одного здания, запрещается вешать больше одной вывески одного и того же субъекта предпринимательства на одно здание и т.д. Но опять же, если обратить внимание на то, что творится в городе сейчас, становится понятно: очень многие попадают, как говорил кот Матроскин, на «расходы незапланированные», а фирмы, производящие эти самые вывески, могут радостно потирать руки в ожидании предстоящих доходов.
Третий акт мерлезонского балета в сфере наружной рекламы – внесение изменений в схему размещения рекламных конструкций и публичное заявление начальника управления по делам наружной рекламы Натальи Шурпы о том, что будут снесены «информационные» (хотя на самом деле на них с 2010 года размещалась реклама) треугольники. Что произошло с администрацией, раз она посягнула на святое (по слухам, к компании, продающей рекламные места на этих треугольниках, имеет непосредственное отношение Виталий Ильюшкин)? Наталья Шурпа уверяет, что новые «конструкции», места размещения которых она и просила депутатов согласовать, будут законными, рекламными, а право их установки будет честно разыграно на торгах. Просто праздник какой-то – особенно если учесть, что в течение пяти лет никто в мэрии не замечал наглых нарушений, связанных с размещением рекламы там, где должна быть лишь информация. Чудны дела твои, Господи…

Бессилие сильных
Кстати, в ходе дебатов с депутатами Наталья Шурпа фактически призналась в неспособности администрации города Иванова контролировать соблюдение ею же установленных правил. Это касается не только наружной рекламы, но и сферы ЖКХ (предложенные мэрией поправки в правила благоустройства декларативны и не приведут к кардинальным изменениям ситуации с вывозом отходов, что бы ни говорил начальник управления ЖКХ Евгений Бадигин), и некоторых других. Это не вина мэрии, а скорее ее беда, поскольку в такое положение ее ставит в том числе федеральное законодательство. Например, в наружке: даже если управление по делам наружной рекламы видит нарушение, оно может только выдать предписание на его устранение (и «разместители» этой рекламы, в большинстве своем, кладут на эти предписания с высокой колокольни). А оштрафовать нарушителей может только полиция, у которой, как вы догадываетесь, и других дел хватает. Поэтому и висит реклама на кованых решетках в центре города (это уже сейчас запрещено, если кто не знает), и в частном секторе вся (по утверждению той же Шурпы) наружная реклама размещена без каких бы то ни было разрешений.
Вопрос на засыпку: зачем вводить новые запреты, если нет возможности обеспечить соблюдение уже действующих правил?
Самое плохое, что подобная ситуация приводит к правовому нигилизму в целом. Зачем соблюдать правила (законы, другие нормативно-правовые акты), выполнять предписания, если за их игнорирование все равно не накажут? Власти в лучшем случае разведут руками и пожалуются на федеральное законодательство. При этом если нужно, то можно поднапрячься и все-таки наказать нарушителя – в итоге все эти нормативно-правовые акты становятся инструментом недобросовестной конкуренции или давления на кого-либо по политическим мотивам.

Ивановский опыт – всей стране
Наш незабвенный экс-губернатор Михаил Мень (если точнее, то Минстрой, который он сейчас возглавляет) решил распространить очередной ивановский опыт по всей стране: передать убыточные МУПы и ГУПы, работающие в сфере ЖКХ, в частные руки. Статья в «РБК», посвященная этой теме, начинается очень показательной фразой: «Минстрой верит в то, что несколько тысяч убыточных унитарных предприятий в сфере ЖКХ смогут зарабатывать, находясь в частных руках». Именно верит. Без комментариев.
Что же это за предприятия «в сфере ЖКХ»? Поскольку все муниципальные управляющие компании под предлогом получения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ уже давно приватизированы, остаются инфраструктурные предприятия – водоканалы, электросети, тепловые сети и т.д. Кусочек вкусный – кто бы что ни говорил про их убыточность (к ней мы еще вернемся). И ивановский опыт по этому поводу есть: еще в 2010 году Ивгордума дала согласие на передачу в аренду имущества ОАО «Водоканал», МП «Ивгортеплоэнерго» и МУП «ИГТСК», помните? А в 2011 году прошли аукционы, на которых право аренды имущества «Водоканала» и «Ивгортеплоэнерго» выиграло ОАО «Новгородэнергосбыт» – компания, которая в то время принадлежала пресловутому «Энергостриму». Аренда на 25 лет, весьма смешная арендная плата, даже обоснование, мол, надо вкладывать деньги в модернизацию сетей и оборудования, а у самих предприятий на это денег нет – все это мы проходили. И аргументы звучали вроде бы убедительные. И никто не слушал противников этой идеи, доказывавших, что так делать нельзя, поскольку , нет никаких механизмов влияния на арендатора, если тот решит тупо выкачивать деньги за счет тарифов (как можно прятать в тарифах расходы на все что угодно, в Ивановской области прекрасно знают, как, впрочем, и то, что эти «прятки» зависят от РСТ, а РСТ – подразделение правительства региона, то есть если будет свисток сверху – включит в тарифы хоть иномарки, хоть покупку слонов, хоть золотые унитазы в офисе). Что будет с тарифами на техприсоединение – тоже не надо объяснять.
В 2011 году провидение в лице, как ни странно, Владимира Путина уберегло областной центр от этой грандиозной аферы: нынешний гарант (тогда – премьер-министр) публично обвинил руководство «Энергострима» в выводе миллиардов рублей в оффшоры, были возбуждены уголовные дела, компания фактически прекратила свое существование, договоры аренды заключены не были. А идея осталась. Да, теперь заместитель Меня Андрей Чибис заявляет, что необходимо создавать концессии, а не отдавать инфраструктурные предприятия в аренду. Однако от махинаций это не спасет.
Кстати, если вернуться в Иваново, то уже упомянутые три инфраструктурных предприятия вполне благополучно существуют и работают безо всяких арендаторов. Да, у «ИГТЭ» и «ИГТСК» есть серьезные проблемы в виде долгов, переваливших за миллиард. Да, руководство «Водоканала» постоянно плачется на нехватку средств и просит освободить предприятие от уплаты части прибыли в городской бюджет. Но ведь работают же и даже зарплаты директорам платят вполне приличные. Зато власти сохраняют контроль за этой работой. И при подготовке к отопительному сезону проблемы уже несколько лет возникают только с частными котельными и котельными, принадлежащими Минобороны.
Возвращаясь к вопросу об убыточности инфраструктурных МУПов: что-то не верится, что в Минстрое работают наивные люди, которые «верят» в то, что убытки у водоканалов и теплоэнерго возникают исключительно из-за некомпетентного руководства. Любой специалист скажет, что есть такое понятие, как нереализованная вода, есть такая штука, как искусственное сдерживание роста тарифов, различные пробелы в схемах расчетов между производителями тепла и поставщиками топлива. А еще есть замечательные «прокладки» в виде управляющих компаний, собирающих деньги с населения за отопление и горячую воду, но не перечисляющих эти деньги поставщикам ресурсов. В Ивановской области таких примеров предостаточно (скажем, тот же МУП «Приволжское ТЭП» и некоторые другие, по которым, насколько мне известно, уже работают правоохранительные органы).
Проблема не столько в менеджменте, сколько в системе, и включение в эту систему частных компаний только усугубит проблему, не решив задачу «надежного и бесперебойного» (как любят говорить энергетики) снабжения потребителей коммунальными ресурсами. А если сюда добавить пафосные заявления о сдерживании темпов роста тарифов для населения, то очевидно: компенсировать это сдерживание будут либо ростом тарифов для прочих потребителей, либо выкачиванием денег из бюджетов субъектов Федерации. Красиво. Славно. Бурные аплодисменты.

Не так страшен КЭС?
Наконец-то Минэнерго разродилось приказом о присвоении статуса гарантирующего поставщика (ГП) на территории Ивановской области. В лучших традициях – опубликовав этот приказ вечером в пятницу, 20 июня, без указания региона в названии. Судя по телодвижениям, предпринимаемым нашим новым ГП, компания действительно имеет непосредственное отношение к КЭС Холдингу, хотя сделано все чисто, никто не подкопается, а в самом КЭСе и в ТГК-6 (подразделение холдинга, работающее на территории Иванова) все с пеной у рта утверждают, что никакой аффилированности нет, и то, что гендиректором ООО «ЭСК «Гарант» стал бывший заместитель директора Ивановского филиала ТГК-6, и то, что юридический адрес (в соответствии с изменениями, внесенными в ЕГРЮЛ) совпадает с юридическим адресом этого филиала (ул. Суворова, 76), - ничего не значит. Ну, не значит – так не значит, пока закроем глаза на эти ритуальные танцы, исполняемые для Минэнерго, которое пару раз уже шугануло компании с конкурсов на присвоение статуса ГП Ивановской области по причине аффилированности с холдингом (подобная аффилированность запрещена федеральным законодательством).
По большому счету, может быть, не так уж плохо, что гарантирующим поставщиком на основной территории региона стала крупная компания, владеющая не только сбытовым бизнесом, но и генерацией, а в некоторых регионах, если не ошибаюсь, и сетями. Эти активы уж точно не выведешь в оффшоры, что дает основание надеяться на то, что ГП не будет тупо выкачивать деньги из региона. Конечно, вряд ли РСТ озвучит, какие издержки она заложит в сбытовую надбавку новому ГП, но поскольку (если же, опять-таки принять за основу утверждение, что «ЭСК «Гарант» имеет отношение к КЭС Холдингу) головной компании есть что терять в России, можно предположить, что она будет вести себя гораздо осмотрительнее, чем ее предшественник и не станет перекачивать деньги из подразделения в подразделение, копить долги перед сетями в таких масштабах и пр. Впрочем, поживем – увидим. А пока, внимание, вопрос: а зачем вообще наворачивать все эти запреты на аффилированность в федеральном законодательстве? Все равно в нем есть такие дыры, которые позволяют компаниям, владеющим генерацией и сетями, спокойно выполнять функции гарантирующего поставщика? Для кого эти хороводы? Лишь для того чтобы создать видимость сохранения общих принципов чубайсовской реформы электроэнергетики?..

Галопом по ивановским европам
Ну и под занавес – немного мелочей, в которых, если верить народной мудрости, кроется то ли бог, то ли дьявол. Тем более что плюсы и минусы можно найти практически во всем. Например, в поднадоевшей многим картинке в телевизоре – Пал Лексеич Коньков на очередном производстве, что-то открывает, что-то одобряет и так далее, по стандартному предвыборному сценарию, который откатан еще с 1990-х годов. Говорят, это нужно для электората, который о Конькове впервые услышал лишь осенью прошлого года и у которого теперь надо срочно сформировать представления о нашем врио как о крепком хозяйственнике, разбирающемся во всем и поддерживающем все благие начинания. Насколько значимо для электоральной ситуации то, что в то же время у тех, кто Павла Алексеевича давно знает, вырабатывается на него стойкая идиосинкразия (включаешь утюг – и там Коньков), не могу сказать. Зато благодаря этим совсем не предвыборным поездкам можно узнать, что у нас в области еще живо и шевелится. Я имею в виду производство. И благодаря этим визитам выясняется, что не все так плохо: здесь работают, там тоже работают, где-то даже новую линию открывают.
Правда, есть опасения, что производственных предприятий, которые можно было бы показать врио и электорату, в области не так много, и если ездить по ним каждую неделю, то до сентября их просто не хватит…
Один из крайних на момент сдачи номера в печать визитов Конькова – на производство железобетонных изделий «Ивановской ДСК», которая принадлежит ГК «СУ-155». Все как полагается: модернизация, увеличение числа рабочих мест, перспективы и планы. И в то же время – проблемы с выплатами заработной платы, да такие, что рабочие аж приостановили трудовую деятельность. К тому, что у предприятий СУ-155 постоянные задолженности то по налогам, то за потребленные энергоресурсы, все уже привыкли, что ли. А вот забастовки на следующий день после визитов – это как-то чересчур.
Кстати, о долгах. Эта проблема остается актуальной для Ивановской области. Более того, по итогам 5 месяцев налоговики зафиксировали долги по текущим платежам по налогу на прибыль у ряда основных налогоплательщиков. «Газпром межрегионгаз Иваново», пользуясь завершением отопительного сезона, уже начал ограничивать наиболее злостных должников. В их числе оказались предприятия, за судьбу которых упорно боролось правительство области: совхоз «Тепличный» и «Ивановский бройлер». Госгарантии, по нашим данным, ни одному из этих предприятий пока не предоставлены, хотя прошло уже полгода с тех пор, как об этом начали говорить. И если «Тепличный» хоть как-то дергается, то судьба «Бройлера» похоже, будет весьма печальной. А его место на рынке уже фактически заняли конкуренты из соседних регионов…
24 апреля 2024
Все новости