Последние
новости

Минстрой vs муниципалитеты-2: как заставить государство заплатить за капремонт

6 мин
15 октября, 2014
Минстрой vs муниципалитеты-1 

 Анна Семёнова

Одна из проблем, о которой так любят говорить на разных совещаловках, - это капитальный ремонт многоквартирных домов. В выступлениях чиновников Минстроя на совещании в Иванове 10 октября она тоже прозвучала, но в несколько необычном для нашего богоспасаемого города ракурсе. 
Минстрой: 
Сегодня в ряде городов России существует проблема, связанная с решением судов об обязании муниципалитетов провести капитальный ремонт в многоквартирных домах за счет бюджета, если на момент приватизации первой квартиры в этом доме такой ремонт требовался. Причем эти обязательства сохраняются даже в том случае, если в доме приватизированы все квартиры. Пока мы не можем ничего противопоставить этим решениям. 
В данной ситуации муниципалитеты должны проводить разъяснительную работу с гражданами, в частности, по поводу того, что подобные решения судов не освобождают их от ежемесячной платы за капремонт. 
Муниципалы: 
Во многих городах граждане массово обращаются в суд с требованиями обязать органы местного самоуправления провести капремонт в их доме за счет бюджета. Например, в Ярославле на сегодняшний день вынесены решения по капремонту около 110 домов на суму порядка 500 млн рублей, по всем этим решениям уже есть исполнительные листы. И вопрос не в «новых» платежах граждан за капремонт, а в том, где городам найти такие деньги. 
Фактически сегодня нас обязывают платить по долгам советской власти – ведь если к 1992-1995 годам дом требовал капремонта, значит, эти работы не проводились к тому моменту десятилетиями. То, что жители стали собственниками домов, требующих капитального ремонта, - не вина муниципалитетов. Ремонт этих домов является, по большому счету, обязанностью государства в целом. Сегодня эта обязанность «повисла» на органах местного самоуправления, и ни регионы, ни федеральная власть не хочет брать ее на себя, хотя бы частично.  
Минрегион: 
Мы знаем об этой проблеме. Получить на ремонт таких домов деньги через субсидии Фонда содействия реформированию ЖКХ вряд ли получится. Пока мы не готовы предложить решение этой проблемы. 
Муниципалы: 
В 2011-2012 годах Союз городов Центра и северо-Запада России проводил исследование, в частности, по этому вопросу. В 2010 году таких судебных решений в наших регионах было около 90, в 2011 году – 186, в 2012-м – 400. 
На сегодняшний день очень остро этот вопрос стоит в целом ряде городов, не только в Ярославле. В Архангельске и Великом Новгороде сумма. Которую нужно выделить на исполнение этих судебных решений, составляет тоже порядка 500 млн рублей, в других городах – 100-200 млн. 
Минстрой: 
Решения, повторю, пока нет. 

P.S. Иваново, кстати, пока в этом вопросе отделывается легким испугом: пока у нас был рассмотрен только один такой иск, обошедшийся городской казне в относительно смешную сумму – 11,6 млн рублей.  
В прошлом году одна из жительниц дома № 45 по ул. Колотилова обратилась в суд с требованием обязать мэрию провести капремонт в этом доме. Строительно-техническая экспертиза показала, что на момент приватизации первой квартире в этом доме (1995 год) требовался капитальный ремонт вводно-распределительных электротехнических устройств и внутридомовой электросети с распредщитами, домовых магистралей отопления и водоснабжения, трубопроводов холодной воды. Также необходимо было заасфальтировать отмостки. Суд обязал мэрию все это сделать, а также оплатить расходы на экспертизу и судебные издержки. Деньги из бюджета г. Иванова на эти цели были выделены в феврале 2014 года. 
Фишка в том, что, конечно, подобные судебные решения не отменяют обязанности граждан ежемесячно вносить плату за капремонт. Но зато существенно снижают издержки жителей. Например, в соответствии с региональной программой капремонта, в вашем доме нужно провести капремонт системы отопления, скажем, через 5 лет. Если платить по минимуму, то есть по 5 рублей в месяц с квадратного метра, то накопленной через 5 лет суммы будет явно недостаточно для проведения таких работ. И жителям дома придется либо брать кредит (в том случае, если они решили копить деньги на спецсчете), либо увеличивать ежемесячные взносы (например, до 50 рублей с кв.м), либо выбирать котловой способ накопления денег на капремонт. А если жители выиграли суд и эти работы проведет муниципалитет за счет бюджета, то в региональную программу придется вносить изменения, и ближайший капремонт отодвинется, скажем, еще на 4-5 лет. А за это время можно будет даже при минимальных взносах накопить на что-нибудь существенное, не связываясь ни с кредитами, ни с котловым методом накопления, и не увеличивая платежи за капремонт. 
Неудивительно, что при таких раскладах власти очень хотят, чтобы примеру жителей дома на Колотилова, 45, больше никто не последовал. Удивительно другое: то, что пока никто больше из ивановцев не пошел по этому, достаточно длинному, но эффективному пути. Тем более, что Минстрой под нажимом муниципалитетов, может рано или поздно изобрести механизм, который прикроет эту возможность получения от государства хоть какой-то компенсации за долгие годы отсутствия капремонта. Или просто внесут изменения в закон о приватизации. Так что есть смысл поторопиться.
1000inf.ru
26 апреля 2024
Все новости