Последние
новости
Политика

ЦИК кое-что разъяснил

По поводу информобеспечения
7 мин
27 августа, 2016
Разъяснения по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 августа 2016 г. № 43/441-7)

1. При организации агитационных публичных мероприятий зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, зарегистрировавшим списки кандидатов, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в том числе положениями о том, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При проведении иных публичных агитационных мероприятий действует уведомительный порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом органы власти и местного самоуправления обязаны оказывать всемерное содействие зарегистрированным кандидатам, политическим партиям в организации публичных агитационных мероприятий в рамках вышеуказанного Федерального закона.
Также необходимо учитывать, что статьей 53 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 67 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлены особые гарантии кандидатам, политическим партиям для организации встреч с избирателями в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (с долей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования более 30 %). Закон гарантирует равный доступ к возможности организации таких публичных мероприятий для всех зарегистрированных по соответствующему избирательному округу кандидатов. Избирательные комиссии в соответствии с законом обязаны контролировать соблюдение этих гарантий. При этом при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации такая обязанность возложена непосредственно на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

2. Согласно пункту 9 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, политическим партиям равные условия оплаты своих работ (услуг).
Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов, всех зарегистрированных кандидатов без взимания платы.
Таким образом, закон не содержит гарантий равного доступа кандидатов, политических партий к размещению агитационных материалов на рекламных конструкциях, находящихся в частной собственности.
Вместе с тем недопустимым является оказание воздействия на собственников (владельцев) рекламных конструкций с целью создания препятствий к заключению или расторжению ими договоров с различными кандидатами, политическими партиями. Такое воздействие носит характер воспрепятствования осуществлению избирательного права – права на предвыборную агитацию – и требует незамедлительного обращения в правоохранительные органы.

3. Все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Вместе с тем данные требования не распространяются на иные агитационные материалы. Отнесение крупноформатных агитационных материалов (билбордов и т.п.), размещаемых на рекламных конструкциях, к типам печатного агитационного материала или иного агитационного материала остается на усмотрение кандидата, политической партии. Таким образом, само по себе отсутствие вышеуказанных данных на агитационном материале не свидетельствует о его незаконном характере.
Проверка законности таких материалов осуществляется избирательными комиссиями исходя из имеющейся у них базы законных агитационных материалов, предварительно представленных в комиссии кандидатами и политическими партиями.

4. Наличие в средстве массовой информации публикации с упоминанием фамилии гражданина, являющегося кандидатом, само по себе не свидетельствует об агитации со стороны редакции этого средства массовой информации и, соответственно, о нарушении закона. Согласно закону организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий вправе на основании принципов объективности, достоверности, равенства прав кандидатов и политических партий публиковать (обнародовать) интервью с кандидатами и представителями политических партий, выпускать в свет (в эфир) иные сообщения и материалы о кандидатах, политических партиях, передачи с участием кандидатов и представителей политических партий.
Вместе с тем закон предъявляет к редакциям средств массовой информации требование сбалансированного освещения предвыборной деятельности кандидатов и политических партий.

5. Освещение в средствах массовой информации профессиональной деятельности кандидата не расценивается законом в качестве признака предвыборной агитации.
Освещение иной, кроме прямо относящейся к профессиональной, деятельности должностных лиц, являющихся кандидатами, может быть расценено как правонарушающая агитация со стороны редакции СМИ в случае установления в таких действиях редакции агитационной цели. Наличие этой цели определяется правоприменителем исходя из положений пункта 21 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 62 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которым обязательно должен присутствовать признак неоднократности публикаций. При этом должно отмечаться преимущественное освещение в положительном (или отрицательном) плане какого-либо кандидата (политической партии) и намеренное замалчивание значимой информации о других кандидатах (политических партиях).

6. Закон не требует от кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, освобождения после регистрации от исполнения должностных обязанностей. Вместе с тем запрещается проведение предвыборной агитации с использованием преимуществ должностного положения.
В связи с этим зарегистрированным кандидатам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности и не обязанным уходить в предвыборный отпуск, целесообразно не использовать для предвыборной борьбы свой публичный статус. Рекомендуется придерживаться обычного уровня публичного осуществления своих профессиональных обязанностей, связанных со встречами с гражданами, трудовыми коллективами, иными социальными группами.
Следует также учитывать, что законом запрещено привлечение к агитационной деятельности в служебное (рабочее) время государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы, иных лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости.
1000inf.ru
16 апреля 2024
Все новости